Каждый второй в Южно-Сахалинске заядлый рыбак, причем зимний. Что видно сразу – так это плохие дороги. Климат у нас более-менее терпимый, море смягчает. Цены высокие, и выбор продуктов небольшой, все одно и то же. Мало садиков, улететь на материк дорогого стоит, так что приходится как-то жить.
Гастеров конечно никто не любит. Да, они выполняют какую-то нужную и малооплачиваемую работу, тяжелую, которую не хотят выполнять сами русские. Но можно же это делать спокойно, без эксцессов. Однако без них редко обходится.
Давайте представим среднестатистического южно-сахалинца. Портрет его будет таков. Это либо русский либо обрусевший кореец, хорошо образованный, начитанный и неглупый, женатый и работающий человек около 35 лет. Корейцев тут реально много, как и гастарбайтеров. Иногда на почве разности во взглядах возникают межэтнические конфликты. Гастеры же диаметрально отличаются от коренных южан – необразованные, неотесанные, хамло одним словом.
Летом жарко, зимой морозно, если в двух словах. Иногда бывают, конечно, прохладное лето, когда температура за окном не выше +20°С, но это скорее редкость. Из-за повышенной влажности все крайние температуры ощущаются еще резче. Зимой бывает около -12°С, и это реально ощущается как -18°, особенно если с ветром. Зимы очень снежные, машину приходится откапывать порой очень долго. Экология города ужасна, над Южным висит смог от большого количества автомобилей. Машина есть практически у каждого жителя, об этом говорит и статистика.
Хуже всего ситуация обстоит с детскими садами. Они есть ,но мест на всех совсем не хватает. Правительство старается, ведет строительство новых садов, причем активно, но пока ситуация еще далека от идеала. Дело в том, что в первую очередь в сады принимают кроме многодетных и детей с другими привилегиями еще и детей мигрантов за чертой бедности (а это почти всех). В частных садиках цены бешеные – 15 тысяч в месяц. Да и не все они имеют лицензии, порой отдавать детей в некоторые из таких заведений страшно. Со школами дела обстоят лучше, принимают в первый класс учиться всех, правда не везде в первую смену. Лучшими считаются гимназии и лицеи, туда без экзаменов не попасть.
Несмотря на реализацию программы обеспечения врачами отдаленных регионов, специалистов все равно не хватает. Педиатры работают в две смены, чтобы хоть как-то компенсировать недостаток врачей на местах. И вообще работникам этой сферы приходится перерабатывать.
Язык русский, все чаще можно услышать китайский, корейский.
Автобусы ездят по всему городу, но в отдаленные районы ходит редко. С утра и вечером транспорт по этим направлениям переполнен. Автомобилей очень много, и в пригороде без авто реально не выжить (втиснуться в автобусе некуда, а с детьми так и вообще неудобств прибавится). Зимой центральные улицы чистят хорошо, они в приоритете. Проселочные дороги дольше всего ожидают очистки, потому иногда приходится жителям самим скидываться на трактор. В городе же другие проблемы – с парковками. С качеством дорожного покрытия проблемы у всех. Большинство машин японские праворульки. Цена на бензин космическая, 41,5 рублей стоит 92 стандарт. Билет на самолет до Москвы и обратно стоит под 40 тысяч, и то если покупать заранее. В день вылета стоимость возрастает в два раза. Есть скидки 50% для пенсионеров и молодежи до 23 лет.
У владельца двушки от 5 до 7 тысяч уходит только на коммуналку без света и дополнительных платежей (телефон, интернет, домофон). Да и остальное все тоже дорого, многое везут с материка, и из-за этого продукты сильно дорожают в пути, хотя местные продукты еще дороже. Фрукты и овощи завозят из Китая, они безвкусные.
Средняя зарплата на Сахалине 30-45 тысяч рублей. Не думайте, что все так радужно, просто и цены здесь дай-то бог. На предприятиях вроде Эксон Нефтегаз или Сахалин Энерджи зарплаты около 120 тысяч рублей, за эти места держатся. Другие производства заняты в основном нефте и газодобычей. Крупнейший на Дальнем Востоке торговый центр Сити-молл всегда предлагает вакансии продавцам. Сложнее найти работу экономистам и юристам, их и так слишком много.
Самыми грязными считаются районы 41 км и Шанхай, они ближе всего к железной дороге, там много частных домов, где отопление производится посредством угля, мазута, дров. Повсюду стоит копоть и гарь. На Птицефабрике и в районе Завода постоянно смог, они находятся немного в низине. За ТЭЦ-1 самые экологичные районы (Луговое ,Ново-Александровск, Дальнее), но добраться туда будет сложнее. Автобусы ходят максимум раз в полчаса, а на такси будет дорого. Многоэтажек в городе немного из-за сейсмической нестабильности региона, в основном построены пятиэтажки. Средние цены по городу (в районе не центра, но и не отдаленного) на однушку 2,5-3,5 миллиона, двушка 3-5 миллионов рублей, трешки от 4 миллионов и до 12-15 миллионов если новой планировки.
Преступность невысока. Изредка мелькают новостные сводки об убийствах на почве пьяной лавочки или поджоге чьего-то авто из ревности. Ведется также борьба с наркоманией.
Русские обычно женятся на русских, корейцы на корейцах, но бывают и исключения. Дети в смешанных семьях получаются очень интересные внешне, многосторонне развиты. Корейцы все-таки чтут старые традиции, поэтому редко происходит смешение.
Ростелеком работает плохо, с перебоями и отключениями, да и обращения к провайдеру не дают положительного эффекта. СолнцеГруппТелеком – оптимальное соотношение цена-качество. Интернет от МТС не соответствует заявленной скорости.
Экономика держится на нефти и газе в основном. Парадокс в том, что газ вывозится на экспорт, а большинство домов в городе и за его пределами не газифицированы и отапливаются на всякий лад, кто во что горазд.